Научно-исследовательское судно Морского музея Эстонии «Mare» обнаружило на дне Финского залива затонувшую подводную лодку «Единорог» военно-морского флота России времен Первой мировой войны, сообщает «Интерфакс». Найденная подводная лодка находится лежит на дне, на глубине 85 метров на линии Таллин - Хельсинки.
Проект подводных лодок типа "Барс" был пятым типом подводных лодок, строившихся по проекту И.Г. Бубнова. Первоначальный вариант подводных лодок водоизмещением 650 тонн был очень близок к разработанному в то же время проекту подводных лодок типа "Морж" и отличался от него в основном удлинением на 3 шпации, установкой более мощных дизелей и увеличенным запасом топлива.
Подводные лодки этого класса лодки строились в годы Первой мировой войны на Петроградском Балтийском судостроительном заводе и в Таллине, на заводе общества "Ноблесснер" (Noblessner, позже - Морской завод).
В годы Первой Мировой Войны три лодки этого класса погибли в Балтийском море.
ДПЛ "Единорог" строилась на Балтийском судостроительном заводе, заложена 1 августа 1915 года, спущена на воду в 1916 году, вступила в строй 22 декабря 1916 года.
Первоначально предназначалась для Сибирской флотилии, но с началом войны была зачислена в Балтийский флот. Участвовала в 1-й мировой войне, совершила 2 боевых выхода.
12 сентября 1917 года, выходя на позицию, совершила, в силу плохой ориентировки, преждевременный поворот у о. Эре и выскочила на камни. Получив пробоину в носу и потеряв винты, подводная лодка была снята с камней подошедшим буксиром, но при буксировке снова ударилась о скалу и через несколько часов затонула. Носовая балластная цистерна была совершенно изуродована, а в прочном корпусе имелись разрывы. Через 13 дней, 25 сентября, была поднята спасательным судном "Волхов" и приведена в Ревель, на судостроительную верфь "Ноблесснер".
В феврале 1918 года, не окончив ремонта, с целью предотвращения захвата германскими войсками была спущена на воду и вместе с другими кораблями уведена из Ревеля.
От ударов о льды в корпусе появились трещины и вода стала поступать в лодку. Появился дифферент на корму, который все более увеличивался и, наконец, лодка встала почти вертикально и затонула в районе маяка Кокшер на виду многих кораблей, следовавших из Ревеля в Гельсингфорс.
Научный сотрудник подводной археологии Морского музея Эстонии, а заодно и капитан научно-исследовательского судна «Mare» Велло Мясс (Vello Mass) считает, что необходимо совершить погружение к кораблю, изучить его и произвести кино-и фотосъемки. Поскольку пока имеются только лишь снимки, сделанные с помощью сонара.
Мясс, который в 2003 году обнаружил погибший около ста лет назад броненосец «Русалка», считает, что, несмотря на сильные повреждения от долгого нахождения в соленой морской воде, подъем подводной лодки принципиально возможен, «но после подъема ее нужно будет как следует законсервировать, что в нынешних условиях нереально».
Научно-исследовательское судно Морского музея Эстонии "Mare" оборудовано всем необходимым для поисковых экспедиций на море. Есть сонар, эхолоты, подводный робот с дистанционным управлением "Lion Sea", гидравлический кран "Fisksrs", воздушный компрессор и т.п. На судне созданы все условия для комфортабельного размещения 8 исследователей и экипажа. До реконструкции это был серийный тральщик МСТБ.
Тактико-технические данные ДПЛ "Единорог":
Длина 67,97 м
Ширина 4,47 м
Осадка 3,94 м
Водоизмещение надводное/подводное 650 / 780 т
Мощность двигателей надводного/подводного хода 2х420 / 2х450 л.с.
Скорость надводного/подводного хода 13 / 8,5 узлов
Дальность плавания надводным/подводным ходом 1700 / 30 миль
Глубина погружения 50 м
Вооружение:
37 мм артиллерийское орудие 1
57 мм артиллерийское орудие 1
Пулемет 1
Торпеды в трубчатых торпедных аппаратах (2 носовых, 2 кормовых) 4
Торпеды в наружных решетчатых аппаратах Джевецкого -8