Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия: Подъем с большой глубины больших предметов,
Diver's forum > Дайвинг > Полезно знать
Страницы: 1, 2
--mom
Натолкнулась тут на фразу "затонувший паром не собираются доставать, падонки".
Ну я там влезла поспорить на тему "как его с такой глубины доставать-то".

Но стало интересно.

1. Вообще, с какой глубины реально достать что-то затонувшее. Ну или скажем какой глубины должны быть судно, чтобы его с какой-то глубины достали - грубо говоря, какая глубина залегания, откуда можно поднять речной трамвайчик или баржу волго-дон (ну или паром типа салем экспресса - его, думаю, многие видели, понимают, о чем речь).

2. когда поднимают судно - как вообще это делается?
тот же салем - ну чисто теоретически, если его поднимать (ну если это возможно) - за что там цепляются? или подводят под низ что-то?

понятно, что есть общие статьи - но ведь тут наверняка есть профи/очевидцы подобных работ
Eddidoy
Не являясь спецом в пофессиональных водолазных работах, всеж попытаюсь вставить пару копеек wink.gif

Думаю что решающее значение имеет целесообразность, т.к. поднимать этот паром не имеет никакого смысла, стоимость работ будет думаю исчисляться десятками миллионов, а что доставать то? Его же давлением в бараний рог небось скрутило и порвало весь, т.е. как судно он существовать перестал, а металолом можно найти и подешевле.Да и возраст у этого парома весьма приклонный.

А вот, с какой максимальной глубины был поднят столь крупный обьект, но представляющий огромную ценность, финансовую или военную не важно. Вот это действительно хотелось бы знать!
--mom
QUOTE(Eddidoy @ 10.02.2006 - 18:50) *

А вот, с какой максимальной глубины был поднят столь крупный обьект, но представляющий огромную ценность, финансовую или военную не важно. Вот это действительно хотелось бы знать!


вот-вот
именно что интересно про глубину
опять же - там 600 (по др. инф. 800) метров - судя по всему, это вообще нереально, вне зависимости от денег
(вытащить с этой глубины крупный объект)

как я понимаю, с такой глубины можно вытаскивать только аппаратами типа того, что у нас на дальнем востоке тонул (подлодка с манипуляторами) - но она может зацепить относительно небольшой объект!
да и подъемная сила у нее вроде большая для такой малой фигни, но в абсолютном выражении небольшая, дуру вроде большого парома (ну или того же Салема - он вроде чуть поменьше, но все равно большой) она сама не поднимет, а тросы наверх протягивать....
Eddidoy
Ну тут есть еще одна сторона вопроса, никакой крупный предмет не выдержит такого давления, и скорее всего обекты такого размера просто нет смысла поднимать, разве что какие то части.......
значит нужно ставить вопрос в ключе - с какой глубины и какого веса поднимались обьекты ?
KWAK
QUOTE(Eddidoy @ 10.02.2006 - 18:15) *
Ну тут есть еще одна сторона вопроса, никакой крупный предмет не выдержит такого давления


БЛИИИИН!

А во теперь подумаем. У нас есть открытая пластиковая бутылка. Деформируется ли он на глубине 10 метров?



А по поводу судоподъема. Если мне не изменяет мойсклероз то водолазы ЭПРОНа выполняли судоподъем с глубин до 60 метров. Занимались они этим потому что в то время молодому СССР другие страны продавать пароходы не хотели а свои заводы лежали в руинах. Плюс после первой мировой в Черном море было много "вкусных" хорошо сохранившихся кораблей. А о человеческой жизни в СССР никто особо не беспокоился.

Поужинаю продолжу.

Ну вот напитонился можно продолжать.
Итак.
а Затонувший пароход можно поднять при помощи понтонов.
Под корпусом роются тунели заводятся стальные "полотенца".
Понтоны затапливаются рядом с корпусом. На них крепятся "полотенца". После чего понтоны продуваются и по идее поднимают корпус на поверхность. На деле были случаи когда полотенуа разрезали сильно заглубленный в ил корпус на несколько частей.

б Пр помощи специальных судоподемных барж.
Под корпусом так-же прокладываются тоннели, заводятся "полотенца". Которые крепятся на тросы подаваемые с барж. Баржи притапливаются слабина выбирается. Вода из барж откачивается и судко приподнимается над грунтом буксируется на более мелкое место и процесс повторяется и так до тех пор пока до берега не дотащат.

в Если судно затонуло вверх килем то можно герметизировать корпус и продуть его сжатым воздухом.


По поводу экскурсии на Салам98.
На указанной глубине 600-800 метров человек может работать только в скафандрах и обитаемых апаратах с нормальным атмосферным давлением. Если мы например хотим выдрать сейф с судовой кассой. Хотя капитан явно опустощил его за долго до нас. Но возьмем гипотетической целью именно его.
Нам нужно судно носитель таких апаратов. Например "Академик Келдышь" носитель апаратов "Мир".
Фрахтуем, приходим, и ковыряемся. Смотрите документальные фильмы о "Титанике". Они из него довольно успешно выковыряли своего потерявшегося робота.
Вот только одна проблема. Стоимость такой экспедиции будет в несколько раз дороже того что мы гепотетически можем там найти. Поэтому туда никто и не полезет. Ну максимум может быть НАТО туда робота запустит поснимает немного.
В общем вот так.
Eddidoy
Квак, я не понял wink.gif А я что то другое написал? Просто я это озвучил чуть короче.
А фильм титаника про работу управляемых аппаратов с Келдыша, конечно супер!

P.S. Только немогу вспомнить кому дал посмотреть (а тот не признается) жалко диск.... лицензионный был sad.gif

P.P.S. С открытой бутылкой ничего не случиться, а вот с судном............
KWAK
QUOTE(Eddidoy @ 10.02.2006 - 16:50) *
Его же давлением в бараний рог небось скрутило и порвало весь, т.е. как судно он существовать перестал


Ага как хомячка килограммом тротила.

И откуда там взялась разница давления?

А не про методы судоподъема.
Eddidoy
QUOTE(KWAK @ 10.02.2006 - 21:57) *

И откуда там взялась разница давления?

Ты хочешь его сравнить с пастой бутылкой? Не получится tongue.gif
Там однозначно остались герметичные отсеки, каюты ну или еще что нибудь, скорость его затопления это подразумевает... ну не мог он на 100% быть заполнен быть водой.....
Ежик
QUOTE(Eddidoy @ 10.02.2006 - 23:04) *

Ты хочешь его сравнить с пастой бутылкой? Не получится tongue.gif
Там однозначно остались герметичные отсеки, каюты ну или еще что нибудь, скорость его затопления это подразумевает... ну не мог он на 100% быть заполнен быть водой.....

А почему бы и нет? Каюты герметичными быть не могут по определению, это же не подводная лодка smile.gif
И что-то я сильно сомневаюсь в наличии у него переборок в трюме (ну типа как у Титаника, позволяющих держаться на плаву с затопленными отсеками).
KWAK
Йожик. Я так не играю. - горько плачущий смайлик -

Я Эдуарда, вываживал, прикармливал ждал когда он подставится. А вы вот так на всем готовом пришли и над ним надругались. Эх нет в жизни счастья zha.gif

Эдуард, корабль это именно бутылка без пробки. Полностью герметичных со всех сторон отсеков нет. Даже топливные и водяные танки имеют систему вентиляции через которую в них загонит воду при затоплении.
Ежик
QUOTE(KWAK @ 10.02.2006 - 23:30) *

Йожик. Я так не играю. - горько плачущий смайлик -

Я Эдуарда, вываживал, прикармливал ждал когда он подставится. А вы вот так на всем готовом пришли и над ним надругались. Эх нет в жизни счастья zha.gif

*извиняющийся смайл*
Ну простите, меня дуру грешную biggrin.gif Больше не буду!
KWAK
QUOTE(Ежик @ 10.02.2006 - 21:33) *

*извиняющийся смайл*
Ну простите, меня дуру грешную biggrin.gif Больше не буду!


Да ладно, в этот раз вы меня переиграли потом я вполне возможно уже на подготовленном вами поле порезвлюсь. К стати мадам, я вас раньше не встречал? wink.gif
Ежик
Ну вот, свалились во Флэйм biggrin.gif Сейчас придет Эдди и всю тему порежет на кусочки biggrin.gif

QUOTE(KWAK @ 10.02.2006 - 23:40) *

К стати мадам, я вас раньше не встречал? wink.gif


Живьем-то вряд ли, а на Тетисе - может быть wink.gif Но я больше читатель, чем писатель.
Eddidoy
Кстати о кораблях, пусть не будет герметичности, но чегож так тот же Титаник покоробило (я не имею ввиду разлом)?

P.S. Вываживал он............. вот млин раболов rolleyes.gif Я и не претендовал на истину в последней инстанции.Кстати с трудом представляю плавное затопление через систему вентиляции у быстро тонущего судна.
KWAK
QUOTE(Ежик @ 10.02.2006 - 21:47) *

Живьем-то вряд ли, а на Тетисе - может быть wink.gif Но я больше читатель, чем писатель.


Ну живьем в наще время мало кого видишь все больше виртуаотно.

Что на ТЕТИСе это понятно. Это так сказать альфа и омега нашего бытия все мы там есть это как матрица cool.gif русскоговорящих аквалангистов.

Вы такая загадочная!

Вы мне кого-то, напоминаете а вот кого.??? Ушел рыться в базе данных.



QUOTE(Eddidoy @ 10.02.2006 - 21:49) *



Кстати о кораблях, пусть не будет герметичности, но чегож так тот же Титаник покоробило (я не имею ввиду разлом)?



А без угроз мы не можем?
Плюс я на бюлютене, а больных полагается жалеть и мандарины приносить.

А по поводу деформации. Ну звезданись сам с такой высоты еще не так деформируешься wink.gif .

Там деформация уже от удара о грунт получается. Хоть вода и плотнее воздуха но скорость погружения и кинетическая энергия тонущего корабля совсем не маленькие.
Lt_Flash
Угу, я фильм про Бисмарк смотрел - дык он когда падаел - ему почти все надстройки нахрен поотрывало. И плюхнулся он на ровный киль, отчего поотрывало внешнюю легкую обшивку. Но чтобы перекрутило от того, что там где-то воздух был - такого не было. И с Титаником, и с прочими кораблями...Просто обычно ломает переборки (Как во всех фильмах про подводников "Я слышу шум ломающихся переборок") или "где тонко, там и рвется" - рвет борта и прочие стыки швов. Поэтому воздух там остается метров ну до 100 макс (хотя я бы сказал до 50). А дальше - вся конструкция ведет себя как самолет - за исключением скорости падения...Бисмарк, например, сначала на поверхности перевернулся вверх килем, а пока падал - встал на ровный киль и так приземлился - все за счет идеальной обтекаемой формы.
Eddidoy
QUOTE(KWAK @ 10.02.2006 - 22:59) *

А без угроз мы не можем?

Вот она капиталистическая благодарность, его практически спасли, а он вместо благодарности наезжает ohmy.gif
QUOTE
Спасибо..................

Все в наших руках tongue.gif (посмотри wink.gif )
QUOTE
Плюс я на бюлютене, а больных полагается жалеть и мандарины приносить.

Коньяк вместо мандарин пойдет? wink.gif

QUOTE
Там деформация уже от удара о грунт получается. Хоть вода и плотнее воздуха но скорость погружения и кинетическая энергия тонущего корабля совсем не маленькие.

А что это иеняет? Обьект то всеравно поврежден.......
Valery
??? rolleyes.gif
KWAK
QUOTE(Valery @ 11.02.2006 - 10:37) *
??? rolleyes.gif




А это мы вчера пошалили малость .

Продолжение здесь
--mom
про роботов и судно а-ля академик келдыш - понятно, но они погут выковырять только чо-то небольшое

про подъем понтонами тоже относительно понятно

теперь остался вопрос
если наплевать на экономиескую ценность, абстрагироваться от нее, то с какой глубины можно поднять судно целиком, а не по частям и не выковыривая что-то кусочками

60м - как я понимаю, достигнутая глубина
а глубже?
и каких размеров может быть это судно
KWAK
Если абстрагироваться от стоимости работ. То в принципе с любой и любого размера. Только кому нужен ржавый кусок железа сравнимый по цене с бриллиантом аналогичного размера?
--mom
почему с любой любого размера?
подводные аппараты типа "мир" титаник целиком - а не выламывая по частям - не поднимут, насколько я понимаю

а подъем понтонами возможен до какой-то ограниченной глубины
соответственно, вопрос по этой глубине
ибо сдается мне, понять судно целиком всякими батискафами - нереально
СВЛ
Если объект не оборудован специальными устройствами для крепления подъемных тросов или понтонов, то основное ограничение по рабочей глубине водолазов, т.к. без водолазных работ не обойтись. Плюс ограничения по максимальной глубине для понтонов. Плюс производительность компрессоров для их продувки.
Судоподъем – очень сложное дело, и однозначно назвать максимальную глубину невозможно. Для традиционных методов, наверное, это 200 …. 300 м.
Хотя если есть цель и неограниченные деньги, то можно достать что угодно, и с любой глубины. А потом ЭТО доставить на Луну.
--mom
QUOTE(СВЛ @ 11.02.2006 - 14:34) *

Судоподъем – очень сложное дело, и однозначно назвать максимальную глубину невозможно. Для традиционных методов, наверное, это 200 …. 300 м.
Хотя если есть цель и неограниченные деньги, то можно достать что угодно, и с любой глубины. А потом ЭТО доставить на Луну.


нет, имеются скорее традиционные методы
которые отрабоаны, технология есть, просто где-то она может быть дорогая

а 300м - это, насколько я понимаю, понадобится купол для водолазных работ?
KWAK
QUOTE(--mom @ 11.02.2006 - 12:42) *


а 300м - это, насколько я понимаю, понадобится купол для водолазных работ?


Нет, это практика "насыщенных погружений" когда водолазы постоянно живут при донном давлении. Как например на буровых на шельфе например.

А по поводу спец кораблей почитайте здесь.

http://ship.bsu.by/main.asp?id=102470&TPL=1



И СВЛ совершенно прав. Если не считать денег и времени то можно достать абсолютно все что угодно хоть из Марианской впадины и потом это еще и на Луну отвезти. Вопрос, кто на это деньги даст?
Eddidoy
QUOTE(KWAK @ 11.02.2006 - 11:43) *

QUOTE(Valery @ 11.02.2006 - 10:37) *
??? rolleyes.gif




А это мы вчера пошалили малость .

Продолжение здесь

Вот язва, всех сдал! Как стеклотару wink.gif
Lt_Flash
QUOTE(--mom @ 11.02.2006 - 13:34) *

про роботов и судно а-ля академик келдыш - понятно, но они погут выковырять только чо-то небольшое

про подъем понтонами тоже относительно понятно

теперь остался вопрос
если наплевать на экономиескую ценность, абстрагироваться от нее, то с какой глубины можно поднять судно целиком, а не по частям и не выковыривая что-то кусочками

60м - как я понимаю, достигнутая глубина
а глубже?
и каких размеров может быть это судно

Ну, "Курск" подняли с 100 метров практически...А сам он был 120 примерно, нос отпилили, метров 80-90 должно было остаться.
--mom
QUOTE(Lt_Flash @ 11.02.2006 - 15:52) *

Ну, "Курск" подняли с 100 метров практически...А сам он был 120 примерно, нос отпилили, метров 80-90 должно было остаться.


да, но при этом он был компактный довольно и прочный

и, опять же, я помню, сколько ыбло разговоров про его подъем, сколько было сложностей и т.п.
получается, это практически предельная глубина для подъема крупного судна?
Lt_Flash
QUOTE(--mom @ 11.02.2006 - 15:54) *

QUOTE(Lt_Flash @ 11.02.2006 - 15:52) *

Ну, "Курск" подняли с 100 метров практически...А сам он был 120 примерно, нос отпилили, метров 80-90 должно было остаться.


да, но при этом он был компактный довольно и прочный

и, опять же, я помню, сколько ыбло разговоров про его подъем, сколько было сложностей и т.п.
получается, это практически предельная глубина для подъема крупного судна?

На Тетисе прочитайте, какие были "сложности"...Думаю, далееекооо не технические...
--mom
QUOTE(Lt_Flash @ 11.02.2006 - 15:55) *

На Тетисе прочитайте, какие были "сложности"...Думаю, далееекооо не технические...


ну читали и это тоже

народ, ну все же
если оставаться в рамках разумного и считать, что у меня волосы светлые - но все же не экстремально и какай-то минимум мозга (ну пусть спинного) есть, давайте сделаем след. допущения:

1. вопрос про имеющиеся стандартные технологии - т.е. "чисто теоретически можно достать что угодно" - это не вариант
"имеется практика доставать так и так (ну вот как про понтоны рассказывали) - это да, это вариант

2. деньги не ограничены условно - т.е. не сколько угодно денег, а можем называть используемые дорогие технологии - ну скажем, это может позволить себе государстве если корабль ему очень нуже
или затронута "честь семьи"


Так что исходя из этого с какой глубины можно понять
а) дуру типа "курска" (100м. длинной)
б) что-то поменьше типа салем-экспреса
в) яхточку водоизмещением в тонну-полторы-две, но не больше

и какое для этих предельных глубин будет оборудовение/снаряжение, если речь идет о доп. водолазных работах

Про 60м и понтоны стало понятно - вопрос "а глубже"? А какой предельный размер для поднятия понтонами?
СВЛ
Мдаааа…. По меньшей мере, странные интересы для девушки.
Ну ладно.
Если не использовать специально построенных плавсредств или сооружений, как это было с «Курском», то основные методы судоподъема следующие.
- понтоны,
- вытеснение воды из герметичных отсеков воздухом,
для малых глубин:
- заполнение отсеков пенопластом или другими плавучими материалами.
- откачка воды из отсеков через специальные шахты.
Обычно эти методы используются комплексно, и их применение зависит от глубины, прочности корпуса, положения судна на дне и множества других факторов.
Требуемая подъемная сила определяется весом судна (объекта) в воде, обычно это около 90 % водоизмещения перед аварией, плюс сила присоса к грунту, которая может превышать вес самого судна.
Понтонов можно использовать сколько угодно много, лишь бы они разместились вдоль (над) объектом, и корпус был достаточно прочен.
Что бы представить масштабы, приведу основные данные стандартного 400 – тонного понтона.
Длинна – 15м
Диаметр – 7 м.
Вес на воздухе – 90 т.
Глубина погружения – 300 м.
Для остропки таких понтонов используют стальные канаты диаметром 65 мм, один погонный метр которых весит 12,5 кг.

Обычно перед началом работ составляется проект, в котором просчитываются все вопросы, вплоть до течений, характера грунта и остойчивости судна на всех этапах подъема.
Valery
И что мы поднимать собрались ??? rolleyes.gif
Lt_Flash
QUOTE(Valery @ 11.02.2006 - 20:04) *

И что мы поднимать собрались ??? rolleyes.gif

С этого надо начинать, по-моему! smile.gif Прикиньте, в "Мероприятиях" акция - Подъем галлеона с золотом smile.gif
KWAK
Золотишко в одиночку и конфеденциально поднимают cool.gif .

Это только грипом все вместе болеют sad.gif .
Valery
Для "золотишка" понтоны не нужны.... biggrin.gif
KWAK
Это смотря какой кусочек попадется cool.gif
Valery
Судя по заданным вопросам - серьезный..... biggrin.gif
KWAK
QUOTE(Valery @ 11.02.2006 - 18:56) *
Судя по заданным вопросам - серьезный..... biggrin.gif


Если серьезный значит Ивана СПб надо в долю брать. Он мужик здоровый. И лицензию имеет.
--mom
хе, золотишко мягкое, его или пилить можно, или если дублонами - по частям выгребать
(и профили, кстати. тогда будут - один пилит сидит, другой - морковками туда-сюда с золотом бегает (хотя можно на шнурах поднимать, блин, не подумала)

На самом деле тема всплыла по итогам обсуждения все того же парома - можно или нет его поднять и т.п.
И стало интересмно - а вообще, откуда можно дростать корабль более-менее целиком.
И какого он может быть размера.

А поскольку голые цифры я найти смогу, но неспециалисту (т.е. мне) они ничего не скажут, решила спросить у специалиста. И поскольку, опять же, цифры 100м мне почти ничего не говорят. стала приводить для сравнения виденные мною суда.
Lt_Flash
Интересно, что сложнее - достать со дна или отсюда спихнуть корабль?
http://www.boydosug.ru/index.php?itemid=35
--mom
QUOTE(Lt_Flash @ 13.02.2006 - 10:08) *

Интересно, что сложнее - достать со дна или отсюда спихнуть корабль?
http://www.boydosug.ru/index.php?itemid=35


интересно
а почему этот корабль не разгружают?
потому как загруженный его без шансов столкнуть
да и так оч. тяжело, конечно
Lt_Flash
QUOTE(--mom @ 13.02.2006 - 10:33) *

QUOTE(Lt_Flash @ 13.02.2006 - 10:08) *

Интересно, что сложнее - достать со дна или отсюда спихнуть корабль?
http://www.boydosug.ru/index.php?itemid=35


интересно
а почему этот корабль не разгружают?
потому как загруженный его без шансов столкнуть
да и так оч. тяжело, конечно

Почему же, вон же фотка, где кран снимает контейнеры. Просто видимо не успели еще снять да и куда складывать непонятно - это надо кучу грузовиков пригонять чтобы сразу отвозить контейнеры. Обычно же их по железной дороге в порт, там на корабль и в обратном порядке когда приплывет куда надо...
К тому же сталкивать его нельзя - днище продерут, винты погнут, рули отломают. Поэтому вообще неясно, что делать, если там приливов не бывает. Но по-моему без отлива он бы так не смог сесть. Так что сейчас отлив, его разгрузят, облегчат - и в прилив уже будут пытаться снимать с мели...
Kitik
QUOTE(Lt_Flash @ 13.02.2006 - 10:08) *

Интересно, что сложнее - достать со дна или отсюда спихнуть корабль?
http://www.boydosug.ru/index.php?itemid=35


Да... это же надо было так умудриться blink.gif
--mom
QUOTE(Lt_Flash @ 13.02.2006 - 10:36) *

К тому же сталкивать его нельзя - днище продерут, винты погнут, рули отломают. Поэтому вообще неясно, что делать, если там приливов не бывает. Но по-моему без отлива он бы так не смог сесть. Так что сейчас отлив, его разгрузят, облегчат - и в прилив уже будут пытаться снимать с мели...


ну, совсем без прилива врядли, но там могла быть плохая погода или что-то в этом духе, и необычно высокая вода
которую теперь ждать долго
KWAK
QUOTE(Kitik @ 13.02.2006 - 08:40) *


Да... это же надо было так умудриться blink.gif


"Мудрить" тут особо не надо. На выходе из порта заглох главный двигатель. Выходили по углубленному фарватеру. До берега было миля-две и ветерок в сторону берега. Вот в неуправляемом выде его аккуратненько на пляж и вынесло.
--mom
QUOTE(KWAK @ 13.02.2006 - 10:47) *


"Мудрить" тут особо не надо. На выходе из порта заглох главный двигатель. Выходили по углубленному фарватеру. До берега было миля-две и ветерок в сторону берега. Вот в неуправляемом выде его аккуратненько на пляж и вынесло.


ну тогда выход только один - копать
Kitik
QUOTE(--mom @ 13.02.2006 - 11:03) *

QUOTE(KWAK @ 13.02.2006 - 10:47) *


"Мудрить" тут особо не надо. На выходе из порта заглох главный двигатель. Выходили по углубленному фарватеру. До берега было миля-две и ветерок в сторону берега. Вот в неуправляемом выде его аккуратненько на пляж и вынесло.


ну тогда выход только один - копать


Да уж, долго копать прийдется laugh.gif

Но, к вопросу Флеша, разгрузить, "откопать" и спихнуть наверное проще, чем с глубины вытащить... Хотя опять-таки, смотря с какой глубины...

Кстати, я где-то слышала, что еще "парашютами" крупные объекты поднимают, но видимо не очень большие и с небольших глубин...
--mom
QUOTE(Kitik @ 13.02.2006 - 11:13) *



Но, к вопросу Флеша, разгрузить, "откопать" и спихнуть наверное проще, чем с глубины вытащить... Хотя опять-таки, смотря с какой глубины...

Кстати, я где-то слышала, что еще "парашютами" крупные объекты поднимают, но видимо не очень большие и с небольших глубин...


ну баржа здоровая все же

а по повощу парашютов - думаю, разницы особой в том, что служит подъемной силой, нет
главное, чем снизу зацепить
т.е. на чем поднимаемое судно висеть будет - а дальше, в зависимости от рельефа моря, площади и т.п.
Stamper
Кста, примерно месяц назад в журнале Коммерсант-Деньги на тему подъема подводных предметов была оч интересная статья. Там описывалась вся история и эволюция данного процесса с петровских времен по середину 20 века. Если кому интересно почитать, то могу поискать статью, отсканировать и запостить ее сюда в удобоговоримом формате.

ЗЫ. Всю ветку про подъем с глубины я не читал, поэтому если данная статья уже обсуждалась, просьба не пинать smile.gif
--mom
QUOTE(Stamper @ 13.02.2006 - 12:54) *

Кста, примерно месяц назад в журнале Коммерсант-Деньги на тему подъема подводных предметов была оч интересная статья. Там описывалась вся история и эволюция данного процесса с петровских времен по середину 20 века. Если кому интересно почитать, то могу поискать статью, отсканировать и запостить ее сюда в удобоговоримом формате.



http://www.kommersant.ru/k-money/get_page...._id=33596&rid=9
эта статья?
Это упрощенная версия форума. Для просмотра полной версии нажмите нажмите сюда.